Расположение транспортных магистралей во многом зависит от инженерно-геофизических исследований местности. Часто дорожное полотно скоростных трасс или железнодорожных веток расположено слишком близко к населенному пункту, что создает определенные неудобства для жителей близлежащих домов. В этой ситуации прибегают к установке шумозащитных экранов.
Виды заградительных сооружений
Постоянное и прогрессивное развитие технических средств приводят к тому, что металлические ограждения с каждым годом становятся все более сложными в организации. Новые исследования позволяют применять инновационные материалы, усложняется система расчетов. Однако, все возводимые сегодня защитные сооружения по-прежнему делятся на три группы:
- Звукопоглощающие. Наиболее эффективные и вместе с тем дорогостоящие модели. Их отличительная черта заключается в поглощении и рассеивании звуковой волны внутри заградительного материала. Звук не преломляется и не отражается в обратно направлении, что позволяет создать наиболее комфортную среду для всех участников процесса.
- Звукоотталкивающие. Более простые в организации и не требующие больших затрат сооружения. Кроме того, этот вид экранов обладает меньшим весом и не требует серьезных подготовительных работ для установки. Единственный минус – отраженный звук, возвращаясь к источнику шума, может стать причиной дискомфорта для водителей и пассажиров. Решить проблему можно с помощью корректировки угла отражения: установки наклонных или выпуклых поверхностей.
- Комбинированные. Эти модели совмещают в себе принцип действия описанных выше разновидностей. Считаются самыми эффективными, но вместе с тем дорогостоящими и трудновыполнимыми, поэтому на практике применяются нечасто.
Как правило, последний тип состоит из двух и более видов заградительных панелей. Наиболее распространено применение поликарбоната и перфорированного металла.
Особенности конструкции и материалы
Современные шумозащитные сооружения изготавливаются в двух вариантах:
- Из материалов естественного происхождения. Это всевозможные живые изгороди из кустарников и деревьев, а также насыпи из песка и камней. Из недостатков можно назвать большие трудозатраты и немалое финансирование. Кроме того, эффект может быть отсрочен во времени (в случае с насаждениями) или требует больших площадей.
- Штучные. Эта группа включает все щитковые сооружения, в основе которых лежит каркас из метала.
В зависимости от выбранного типа и материала шумозащитные экраны можно разделить на несколько категорий:
- Прозрачные или тонированные. Изготавливают из оргстекла. Чаще всего устанавливаются для сохранения привлекательности городского облика;
- Непрозрачные. В качестве материала может выступать бетон, звукопоглощающие сэндвич-панели, кирпич, листовой металл или отражающий звуковые волны поликарбонат;
- Со светопропускными деталями. Используются при ограждении больших участков дороги, для снижения напряжения от монотонности пейзажа.
Наиболее популярны листовой металл и поликарбонат. Они являются экономичными и удобными в эксплуатации материалами, оказывают незначительное давление на грунт, легко монтируются. Достаточно востребованы щиты из сэндвич-панелей. Благодаря содержащимся внутри минеральным добавкам они отлично поглощают звук и не требуют специальных расчетов угла наклона, как в случае со звукоотражающими конструкциями.
Сфера применения
Шумозащитные экраны актуальны для территорий, прилегающих к транспортным магистралям и нуждающимся в снижении уровня шума. Потребность в возведении заградительных сооружений определяется назначением расположенных рядом объектов. Например, для частного сектора оптимальным уровнем шума является 65 децибел. Если прилегающая автострада создает до 75 децибел, возводят шумозащиту. Другое дело – складские и промышленные зоны, они рассчитаны на более высокий уровень звука. На таких участках снижать «шум», как правило, нет необходимости. Кроме того, имеет значение интенсивность движения в разное время суток, удаленность от авто или ЖД магистрали, а также качество дорожного покрытия. Шумоизоляционные материалы, а также конфигурация сооружения подбираются с учетом особенностей звуков на определенном участке и их интенсивности. Чаще всего потребность в установке шумозащиты возникает на следующих объектах:
- Жилой сектор;
- Реабилитационные центры и санатории;
- Больницы со стационарами;
- Офисные здания;
- Детские сады, школы и ВУЗы;
- Заправочные станции и т.д.
В обязательном порядке данные металлконструкции устанавливаются рядом с объектами, находящимися в непосредственной близости от источника шума. Максимальная дистанция, требующая принятия мер для снижения шума – 600 метров. При этом нужно понимать, что барьеры любого качества не избавляют от шума на 100%, а только снижают уровень его интенсивности.