В некоторых случаях использование арматуры для жесткой фиксации может привести к порывам линий, и стать причиной других аварийных ситуаций. Поэтому совместно с неподвижными типами креплений при прокладке различных видов магистралей применяют подвижные металлоконструкции (опоры). Они обеспечивают беспрепятственное смещение в продольном и поперечном направлении, так называемое скольжение.
Типы опор
Скользящие конструкции различаются по ряду показателей, в числе которых используемые для производства материалы и тип металлопроката, вид фиксации, габариты и многое другое. В числе основных разновидностей:
- Хомутовые. Используются, как правило, при прокладке наземных систем. Требуется для улучшения характеристик линейного и поперечного скольжения оси. Отдельные модели имеют специальный вид крепления и рассчитаны на фиксацию труб в футляре. Производятся регулируемые варианты, подходящие под различный диаметр. Дополнительно могут быть укомплектованы кронштейнами.
- Бугельные. Отличаются наличием пружинного блока, который позволяет переносить даже сильные колебания. Наиболее востребованы в регионах с сейсмической активностью. Металлоизделия из легированной стали выдерживают высокие температуры и давление до 4 Мпа.
- Шариковые. Основная сфера применения – прокладка теплосетей. Особенность конструкции заключается в наличии обойм с шариками, которые обеспечиваю беспрепятственное смещение в любом направлении. Имеют разные типоразмеры, но, чаще всего, устанавливаются на крупногабаритных линиях.
- Роликовые. Модификация актуальная для тоннелей. Нивелируют поперечное давление, могут использоваться на трубопроводах с полимерной оболочкой.
- Диэлектрические. Снижает уровень трения, гасит вибрацию, а также защищает магистраль от направленного или блуждающего тока.
Отдельного внимания заслуживают опоры для АЭС и ТЭС, выпускаемые с диаметром 57 – 920 мм. Изготавливаются они из высокопрочных легированных стальных сплавов, выдерживают температуру до +560°С. Также выделяют металлоизделия серии Т13 и Т15. Конструкционные особенности первых меняются в зависимости от диаметра. Основное отличие второй разновидности заключается в расположении швеллера, приваренным изнутри ребрам жесткости и креплении седла подушки.
Маркировка изделий
Скользящие опоры, как и любые металлоконструкции имеют общепринятую систему обозначений, которая предает основные данные относительно изделия. Основу маркировки составляют буквенные символы. Например, КХ – корпусная хомутовая, соответственно литерами ХБ будут обозначены бескорпусные хомутовые модели. Обозначение ОПХ и ОПБ говорит о том, что фиксирующая арматура относится к подвижному типу. Узнать из какого сортамента изготовлена металлоконструкция можно по буквам:
- Ш – швеллер;
- У – уголок;
- Т – тавр;
- ТР – труба.
Согласно стандартам качества маркировка осуществляется в соответствие с табличными данными по типу исполнения. Например, опора-скоба входит в серию Л8 5113, а серия Л8-515.000 представляет бескорпусные модели.
Применение скользящих опор
Скользящие конструкции предназначены для фиксации наземных и подземных линий. Используются при эксплуатации толстостенных труб и систем со сложным контуром. Незаменимы при транспортировке рабочей среды на АЭС и ТЭС. Их основная задача в сохранении расчетного положения магистрали под воздействием неблагоприятных внешних факторов:
- температурные перепады;
- прокладка сетей на ветреных участках;
- образование наледи;
- обильные сезонные осадки;
- сейсмическая неустойчивость;
- вибрация, передаваемая от какого-либо оборудования или ж\д путей.
Подвижные модели не требуют постоянного ухода. Если тип металлоконструкции подобран верно, достаточно периодических осмотров на наличие механических повреждений или следов естественного износа.
Особенности и преимущества
Скользящие опоры для труб – это модульные конструкции, которые устанавливаются в рамках рабочей плоскости и имеют строго определенные параметры. Ни одна крупная сеть трубопровода не обходится без этого вида продукции, так как они:
- предотвращают прогиб и смещение;
- могут использоваться в сложных системах;
- модели из высокопрочных легированных сплавов выдерживают высокие температуры;
- предотвращают размыкание линии в местах соединения;
- продлевают срок службы соединительной арматуры и всех узлов магистрали;
- не деформируют поверхность при контакте с ней;
- перераспределяют нагрузку и способствуют снижению общего износа сети.
Благодаря данному типу опор можно легко модернизировать трубопровод, подключая к нему фильтрующее оборудование или накопительные системы. Большой выбор моделей позволяет использовать их при организации магистралей различного назначения: для транспортировки горячей рабочей среды, воды, газа, нефтепродуктов, химических жидкостей и др.