Балки стальные относятся к категории сортового металлопроката и пользуются большим спросом в строительной отрасли. Основной сферой применения балок из стали является создание металлических каркасов и больших пролетных конструкций при возведении объектов промышленного назначения. Благодаря конструкционным особенностям изделия его использование позволяет уменьшить вес сооружения без потери прочности и устойчивости. Наибольшим преимуществом при использовании балок является снижение общей нагрузки на основание сооружения или попросту говоря фундамент. Не требуется усиления фундамента и несущих элементов здания, что в целом положительно сказывается на окончательной стоимости строительства.
Классификация балок
Металлическая балка представляет собой стальной профиль сложной формы. Поперечное сечение двутавра напоминает букву Н, а Т-образное сечение характерно для тавровых балок. Выбор типа изделия зависит от поставленной задачи и технических требований проекта. Сортовой металлопрокат данной категории классифицируется по следующим параметрам:
- Способ изготовления. Стальные балки бывают сварными и горячекатаными. Первый тип получают путем сваривания при помощи автоматического электросварного оборудования отдельных элементов в единую конструкцию. Горячекатаные профили изготавливают из металлических заготовок путем прокатки на специальных прокатных станах.
- Назначение изделия. В зависимости от типа двутавровые балки делятся на нормальные, широкополочные, колонные. При этом учитывается вид и высота стенок. Например, балка 40К1 — это колонный двутавр первой степени прочности высотой 400 мм.
- Геометрические параметры. Металлургической промышленностью выпускаются двутавровые профили высотой от 10 см до 100 см при ширине полок от 40 мм до 55 см. Стандартная длина стальной балки варьируется от 6 до 24 м, по желанию заказчика производители нарезают профиль на отрезки нужной длины.
- Марка и тип используемой стали. Материалом для производства тавров и двутавров служит углеродистая легированная сталь конструкционных марок.Легирование стали марганцем, никелем, кремнием и хромом позволяет получить сплавы с заданными техническими и механическими характеристиками.
Сфера применения
Как уже стало понятно, основным назначением металлической балки является прием и равномерное распределение нагрузки на несущие элементы конструкции. Согласно строительной практике и теории сопротивления металлов балки с Н-образной и Т-образной формой сечения обладают гораздо большей жесткостью и прочностью чем стальные профили с прямоугольным, квадратным и круглым сечением. Металлический каркас, созданный с помощью тавровой или двутавровой балки, имеет жесткую структуру, обладает высокой механической прочностью и устойчивостью к внешним воздействиям. Дополнительные ребра жесткости позволяют сооружениям в течение долгого времени выдерживать колоссальные статические и динамические нагрузки. Основные области применения металлоизделия:
- Строительство ангаров, производственных цехов, складских помещений, торгово-развлекательных центров;
- Возведение высотных объектов и малоэтажных зданий, выполнение кровельных работ, усиление межэтажных перекрытий и колонн;
- Довольно новым направлением считается возведение жилых зданий, в основании которых лежит металлический каркас;
- Строительство подвесных путей и крановых эстакад в производственных цехах и на строительных площадках;
- Армирование стволов шахт, сводов подземных тоннелей;
- Строительство мостов и эстакад.
Немаловажным фактором при проектировании здания является правильность расчетов и верный подбор материалов. Независимо от марки стали, формы сечения и типа балки расчеты выполняются по следующей схеме. Первым делом составляется расчетная схема с определением внутренних усилий. На основании результатов расчетов подбирается металлоизделие с оптимальными геометрическими параметрами и техническими характеристиками. Такой подход обеспечивает максимальную прочность и устойчивость конструкции при минимальных затратах. Именно по этой причине мы настоятельно рекомендуем обращаться за профессиональной помощью при необходимости возведения, даже казалось бы несложного навеса для автомобиля, не говоря уже о более серьезных конструкциях.