В основе любого современного сооружения лежит надежный металлический каркас, позволяющий снизить давление на грунт и при этом придать зданию дополнительную устойчивость и жесткость. Прогоны, являясь одним из важнейших элементов, применяются в основном на стадии кровельных работ. Они принимают на себя дополнительные нагрузки климатического характера (ветер, снег) и позволяют придать высокую несущую способность сооружению.
Виды металлических прогонов
В зависимости от предстоящих работ и требуемого результата различают несколько разновидностей усиливающих деталей. Каждая из них обладает своими преимуществами, а также имеет недостатки и определенную специфику использования. Все выпускаемые сегодня изделия можно разделить на:
- Решетчатые. Наиболее легкие, но из-за большого количества узловых соединений довольно трудоемкие модели как на этапе производства, так и в процессе монтажа;
- Прогоны сплошного сечения. Обладают большим весом и применяются при шаге стропил равном 6 метрам. Просты в изготовлении, кроме того их легко монтировать на несущие металлоконструкции.
Для изготовления сплошных моделей чаще всего используют прокатной швеллер, реже двутавр. По форме сечения различают:
- В виде буквы — Z;
- С-образные;
- В форме гнутого швеллера.
Последние актуальны в проектах с шагом стропил до 12 метров. Их устанавливают на объектах, которые не будут испытывать снеговых нагрузок и предполагают монтаж легкой кровли. В конструкциях, предназначенных для эксплуатации в более сложных условиях целесообразно применять сквозные прогоны, перфорированные двутавры, тонкостенные балки, вес которых меньше решетчатых.
Особенности монтажа прогонов из металла
Учитывая конструктивные особенности различают три типа деталей:
- Коньковой. Как следует из названия, используется при сооружении конька (верхняя часть кровли);
- Боковой. Монтируется между коньком и основанием. Предназначен для создания дополнительной поддержки стропил;
- Мауэрлат. Устанавливается по периметру верхнего края стены, в основании стропил.
Монтируют изделия в узлах верхнего пояса стропильной фермы, для чего используются небольшие отрезки уголков, планок или изогнутые стальные листы. Благодаря металлическим прокладкам удается снизить перепад, возникающий между расположенными рядом элементами. Прогон имеет вид балки и всегда располагается только в горизонтальной плоскости. Является важной частью системы связей каркаса, фермы. Выбор длины и сечения зависит от многих факторов: особенности конструкции, габариты и форма кровли, температурный режим и другие климатические факторы, характерные для региона строительства. Если предполагаются сложные условия эксплуатации и при этом крыша имеет большие пролеты, каркас крыши дополнительно укрепляется подбалочными конструкциями и подкосами. Они помогают усилить систему в продольном направлении и повысить прочностные характеристики в целом.
Области применения
Помимо швеллера, двутавра, балок различного назначения, кровельные, а также стеновые металлоконструкции не обходятся без использования прогонов. Они берут на себя снеговые и ветровые воздействия, увеличивая жесткость и устойчивость всего здания. То есть, дополнительная нагрузка приходится на стропила и каркас не напрямую, а передается через дополнительны элементы, что позволяет снизить негативное воздействие и повысить эксплуатационных характеристики. Также они используются для поддержания балок сооружения. При этом сами изделия опираются на несущие элементы: колонны, несущие стены, траверсы, фермы и др. Особенно актуальны данные детали при возведении зданий большой площади:
- Производственные металлические ангары;
- Торговые и выставочные павильоны;
- Склады готовой продукции;
- Спортивные арены и развлекательные комплексы;
- Строения сельскохозяйственного назначения и т.д.
Чтобы рассчитать параметры и правильно подобрать прогоны, необходимо учесть все виды нагрузок, которые будет испытывать сооружение: вес кровельных материалов и элементов несущей металлоконструкции, периодическое климатическое воздействие.
Способы крепления прогонов
В зависимости от конструкционных особенностей проекта и предъявляемых технических требований, различают два основных способа соединения данных деталей: сварной, посадку на болты разного типа точности или заклепки. Сварка используется при необходимости создания жесткого соединения. Она значительно удешевляет проводимые работы, позволяет получить плотное водо- и газонепроницаемое крепление. Заклепки наиболее трудоемкий и затратный способ, однако он незаменим в условиях повышенной вибрации. Альтернативой заклепочным соединениям могут выступать крепления на высокоточных болтах. Выбор точности болтов зависит от назначения и предполагаемых нагрузок.